Преемственность поколений не должна быть нарушена

Вернуться назад
46 Просмотров

Заместители руководителей предприятий по идеологической работе, как правило, люди неравнодушные, с активной жизненной позицией. И хоть трудятся они все в одной отрасли, но у каждого из них свои особенности в работе, у каждого накапливается определенный опыт. Сегодня «БЛГ» начинает цикл публикаций, в которых расскажет об опыте, накопленном в лесхозах в этой сфере, и предлагает вашему вниманию интервью с Чеславом БОРКО, заместителем директора Лидского лесхоза по идеологической работе, где он делится опытом работы со школьными лесничествами и заостряет внимание на проблемах, требующих решения. 

— Чеслав Михайлович, вы давно работаете заместителем руководителя лесхоза по идеологической работе. Круг ваших обязанностей широк. Но, насколько мне известно, одна из особенностей Лидского лесхоза в том, что здесь много внимания уделяют школьным лесничествам, да и вообще работе со школьниками. 

— Да, экологическому воспитанию и профессиональной ориентации школьников в лесхозе традиционно уделяется повышенное внимание. Об этом говорит хотя бы тот факт, что нами создан видеоролик с презентацией нашего Регионального лесного экологического образовательного центра, который был создан в 2017 году на базе парка «Горни», памятника природы местного значения. 
Начало работе школьных лесничеств в Лидском лесхозе было положено около 50 лет назад. Сегодня на территории лесхоза успешно действуют 11 школьных лесничеств, многие из которых оказывают нам существенную помощь в посадке лесных культур, участвуют в добровольных акциях «Неделя леса» и «Чистый лес», а также в конкурсах «Квiтней, мой лес!» и других, проводимых по инициативе Министерства лесного хозяйства. Причем популярность их растет. Судите сами. Если в республиканской акции «Неделя леса — 2018» участвовало 1729 школьников из 25 учреждений образования, то в республиканской акции «Неделя леса — 2021» приняли участие 2058 школьников, 214 педагогов из 39 учреждений образования. 

— И каковы результаты такого участия в нынешнем году? 

— Минувшей весной силами школьников и педагогов школ Лидского и Вороновского районов созданы лесные культуры на площади 83,0 га, а это 22,5 % от общей площади посадки (370 га).

— В начале нашего разговора вы упомянули о Региональном лесном экологическом образовательном центре. Какова его роль и чем он занимается? 

— Уже стало доброй традицией ежегодное проведение на базе нашего Регионального лесного экологического образовательного центра семинаров-практикумов на актуальные темы с членами школьных лесничеств. Так, например, в 2018 году проведен семинар-практикум на тему: «Школьное лесничество как составная часть работы школы по экологическому воспитанию». В 2019 году темой семинара стала: «Мой выбор — школьное лесничество: профессия, карьера, дорога к успеху», в 2021-м прошел семинар на тему: «Интерактивные формы работы с учащимися — членами школьных лесничеств». А в июле нынешнего года у нас запланирован слет школьных лесничеств лесхоза. 

К слову, члены наших школьных лесничеств активно участвуют в республиканском конкурсе «Квiтней, мой лес!», неоднократно становились победителями областного и участниками республиканского этапов конкурса. И в нынешнем году исследовательская работа члена школьного лесничества — учащейся 9-го класса Тарновской средней школы Елизаветы Гомза примет участие в республиканском этапе конкурса. Высокий уровень своих работ члены школьных лесничеств не раз доказывали, участвуя в конкурсах, которые проводятся под эгидой Минприроды, Минобразования. 

— Чеслав Михайлович, расскажите подробнее о работе ваших школьных лесничеств. 

— За каждым из них закреплен конкретный работник лесничества, как правило, лесничий или помощник лесничего, которые находятся с ними в постоянном контакте. Они проводят со школьниками занятия на определенные темы, рассказывают, как себя вести в лесу, чтобы не причинить ему вреда, как ухаживать за лесом и т. д. Особо отмечу, что эти контакты не заканчиваются с окончанием учебного года, а продолжаются во время каникул и не носят формального характера. Но я бы хотел более подробно остановиться на проблемных вопросах в деятельности школьных лесничеств.

Прежде всего считаю, что необходимо утвердить новое Положение о школьных лесничествах, которое будет соответствовать современным реалиям. Для этого предлагаю взять за основу Положение о школьных лесничествах, утвержденное Минлесхозом Республики Беларусь от 16 февраля 2001 года. В нем закреплено, что одной из главных целей школьного лесничества является подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Кроме задач образовательного, воспитательного и социального характера, Положением предусматривается развитие практических навыков у учащихся (посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, выращивание посадочного материала, сбор шишек и семян). 

Важна возможность привлечения к участию в работе школьных лесничеств учащихся 6—7-х классов согласно трудовому законодательству. Также необходимо закрепить возможность проведения областных и республиканских слетов юных лесоводов, обучение в республиканской школе актива юных лесоводов на базе Республиканского центра экологии и краеведения. 

Однозначно поспособствовало бы более эффективной работе школьных лесничеств возможность участия школ в проведении лесохозяйственных мероприятий, минуя процедуру госзакупок. 

Ежедневная и целенаправленная работа, повышенное внимание к школьным лесничествам обязательно принесет положительные результаты. Наш лесхоз, например, таким образом ежегодно отбирает кандидатов и дает им направления для поступления в высшие, среднеспециальные и профессионально-технические учебные заведения лесного профиля. В частности, в настоящее время в нашем лесхозе трудятся два молодых специалиста после окончания БГТУ, еще два бывших члена школьных лесничеств обучаются в Белорусском технологическом университете по направлению лесхоза, два работника учатся на заочном отделении в Полоцком государственном лесном колледже и два в Гродненском профессиональном технологическом колледже по специальности «лесник». И так практически ежегодно. Поэтому без преувеличения можно сказать, что в Лидском лесхозе сегодня трудятся десятки работников, которые начали свой путь к профессии лесовода именно в школьных лесничествах. Альтернативы школьным лесничествам в деле экологического воспитания и профессиональной ориентации школьников однозначно нет.

Еще хочу внести предложение рассмотреть возможность подготовки машинистов трелевочных (лесозаготовительных) машин на базе девятых классов в Лидском государственном профессиональном лицее мелиоративного строительства. Здесь имеется хорошая производственная база, трудятся преподаватели с богатым опытом. Это позволяет им готовить высококвалифицированных специалистов для работы на различных модификациях современных экскаваторов, а там применяется джойстик. Следовательно, у них один принцип работы с лесозаготовительными машинами. В свое время в этом лицее готовили кадры для нашей отрасли по специальности «лесник», он являлся своеобразной базой для обучения в Гродненском профессиональном технологическом колледже и получения квалификации «мастер леса». На его базе мы несколько раз проводили областные соревнования среди вальщиков леса. 

…Недавно был в нашей подшефной школе на последнем звонке. Там, к сожалению, учится не так много парней, их возят в другую школу, где они осваивают специальность повара. Может, это неплохо, что их научат готовить, но, считаю, гораздо важнее, чтобы молодой человек на селе освоил какую-то техническую специальность. 

— Согласен. Удостоверение водителя категорий В и С я, например, получил вместе с аттестатом об окончании средней школы, и мне это крепко пригодилось в жизни. А готовить научился во время учебы, причем отнюдь не только яичницу. 

— Вот и я об этом. В заключение отмечу, что если мы сами на местах не будем поддерживать формировавшиеся годами традиции, то преемственность поколений будет нарушена, чего нельзя допустить. Поэтому работа со школьными лесничествами должна быть одним из приоритетных направлений в нашей повседневной работе.

Белорусская лесная газета