Сегодня – юные натуралисты, а завтра – ценные кадры для лесного хозяйства. В Лиде прошел слет школьных лесничеств

Вернуться назад
30 Просмотров

Этим мальчишкам и девчонкам некогда зависать в гаджетах. У них насущные заботы: очистить родник, проследить за состоянием леса, высадить семена, смастерить оградки для муравейников... Для ребят из школьных лесничеств это вовсе не обязанность, а занятие для души. Стоит ли говорить, с каким удовольствием юные натуралисты приняли участие в районном слете, который прошел на базе парка «Горни»? Начинающие лесоводы из Ваверки, Дворища, Тарново, Минойт, Едок, а также городских школ №9 и №16 блеснули эрудицией и презентовали опыт работы своих школьных лесничеств. Вместе с ребятами «лесной квест» проходил и журналист «Лiдскай газеты».

Простыми вопросами о том, кто обитает и что растет в белорусских лесах, этих школьников уже не удивишь, поэтому организаторы соревнований – Лидский районный центр экологии, туризма и краеведения и Лидский лесхоз - подготовили для юных эрудитов, что называется, задачки со звездочкой. Чтобы пройти «лесной квест», командам нужно было побывать на шести условных станциях. Например, на станции «Энтомология» требовалось указать полное биологическое название вида насекомых, а на «Дендрологии» – определить вид деревьев по семенам, листьям и веткам. Вопросы про травянистые растения ждали участников слета на импровизированном островке под названием «Ботаника», а в «Лесной аптеке» они демонстрировали навыки оказания первой помощи при отравлениях ягодами и грибами.

– Очень интересно оказалось испытание «Таксация». С помощью специальных приборов – высотомера и мерной вилки – необходимо было определить высоту и диаметр деревьев. Теоретически я знала, как и для чего это делается, но сегодня представилась возможность применить свои навыки на практике, – делится впечатлениями одна из участниц соревнований.

И заключительный конкурс – творческий. С помощью фантазии и природных материалов ребятам нужно было соорудить малые архитектурные формы. В ход пошли ветки, сучья, бревна, спилы, шишки, листья, найденные на территории парка «Горни». Некоторые команды к этому заданию подготовились заранее: с собой они привезли эскизы будущих творений и даже заготовки.

***

Ребята из команды «Мураши», и правда, напоминали трудолюбивых муравьев: они курсировали от станции к станции, были дружными и неугомонными. Так хорошо работать сообща научились в школьном лесничестве, которое три года назад было организовано на безе Дворищанского детского сада-средней школы. А чтобы мальчишки и девчонки изучали природу не по картинкам, Лидский лесхоз вверил школьному лесничеству 5 га леса близ деревни Гимбуты. Там юные натуралисты проводили очень много времени: ухаживали за территорией, вешали скворечники, собирали лесные семена. А потом обратили внимание на большое количество муравейников, стали за ними наблюдать и незаметно увлеклись.

– Знаете ли вы, что в муравейнике есть “хлебный амбар”, где хранятся зерна, и «мясная кладовка», куда «фуражиры» приносят гусениц и другую добычу. А также «коровник», где муравьи содержат тлей. А самое защищенное место в муравейнике, находящееся, как правило, под землей, – «царская камера», где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день, и камеры с яйцами, личинками и куколками. В самой верхней части муравейника находится “солярий” – камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться, – на одном дыхании рассказывает об интересных фактах из жизни своих любимых насекомых капитан команды «Мураши» Женя Трайнель.

Дворищанские школьники собрали столько интересного материала о жизнедеятельности муравейника, что его хватило для написания исследовательской работы, которая, к слову, заняла третье место на областном юниорском лесном конкурсе «Квітней, мой лес!». А еще, эти ребята за пару лет высадили около 20 га леса и получили за это звание «Самый активный класс» в Гродненской области. В этом году юные натуралисты начали свой новый научный труд – «Биоценоз лесного озера». Свои разработки они ведут на базе заброшенного близ агрогородка Дворище водоема, который ребята заботливо очистили от мусора и облагородили. В природной лаборатории юные натуралисты пробуют из мицелия вырастить опята. Ребята поясняют: пока эксперимент в процессе и есть все основания полагать, что он окажется удачным.

***

– Мы уже много лет плодотворно работаем со всеми учреждениями образования нашего района. Совместно проводим различные мероприятия, акции, - рассказывает заместитель руководителя по идеологической работе Лидского лесхоза Чеслав Борко. – Например, весной уже традиционной стала акция «Неделя леса», осенью – «Чистый лес». Но с некоторыми учреждениями образования наше сотрудничество пошло дальше: они создали у себя школьные лесничества. Это форма внеклассных занятий, где дети формируют навыки в области лесоводства, экологии, защиты леса, человека, природы, животного мира и, что важно, готовятся к сознательному выбору профессии. Уверен, что среди присутствующих здесь мальчишек и девчонок есть будущие труженики лесного хозяйства.

Участники районного слета столько времени провели на свежем воздухе, курсируя от одной станции к другой, что изрядно проголодались. Обедом всех кормили на полевой кухне. «Как же вкусно есть на лоне природы и под трели птиц!» – говорили проголодавшиеся мальчики и девочки, уплетая все, чем их угощали работники лесхоза.

Здесь же состоялось награждение тех, кто отличился в конкурсных состязаниях. Самые лучшие результаты показала команда «Гармония» из агрогородка Тарново. Общекомандное второе место разделили Дворищанское и Минойтовское школьные лесничества, а на третью ступень пьедестала поднялись юные натуралисты из средней школы №16.